При монтаже любого трубопровода, независимо от сферы его применения или назначения, устанавливают устройства запорной арматуры. Ее монтируют как в бытовых и коммунальных, так и в промышленных трубопроводах, транспортирующих любые виды рабочих сред. Она обеспечивает безопасную эксплуатацию трубопроводных сетей, позволяет их обслуживать и ремонтировать.
Рассмотрим назначение и устройство запорной арматуры, основные виды арматурных устройств этой категории.
Монтаж трубопровода любого назначения предполагает интеграцию в сеть запорной арматуры. Это элементы, которые отвечают за безопасную и удобную эксплуатацию коммуникационных систем для транспортировки газообразных, а также жидких сред. Такие детали используются при выполнении локального ремонта или замене труб, техобслуживании трубопроводной сети. Рассмотрим основные виды запорной арматуры, назначение и специфику выбора.
Особенности применения и назначение запорной арматуры
Работа большинства предприятий сопряжена с использованием различных инженерных коммуникаций. В их числе и трубопроводы. Запорная арматура (ЗА) — преимущественно стальные элементы, устанавливаемые на трубопроводных участках инженерных сетей. Основная цель их использования – управление потоком транспортируемого газа или жидкости. Важный критерий, который учитывается при подборе таких элементов, – качество изготовления. От этого зависит безопасность объектов, на которых установлены трубопроводные коммуникации.
Чтобы обеспечить качество элементов данного типа, была разработана система стандартов. Требования к производству, эксплуатации, восстановлению, перевозке, утилизации и складированию прописаны в ГОСТе Р 53672-2009.
Основная часть запирающих деталей предназначена для прекращения поступления рабочей среды в ту часть трубопровода, которая расположена после места установки ЗА. Не допускается использование таких элементов для регулирования расхода веществ, которые транспортируются по трубам. Связано это с ускорением износа уплотнительных и запирающих компонентов. Игнорирование данной рекомендации приводит к ухудшению показателей герметичности.
Есть также группа деталей, которая выполняет запорно-регулирующие функции. Она предназначена для регулирования расхода рабочей среды, а также полного перекрытия ее подачи.
Типы запорно-регулирующей арматуры
Предприятиями, городскими коммунальными службами, а также бытовыми потребителями используются различные виды запорной арматуры. Можно выделить шесть основных групп:
Элементы общего назначения
Устанавливаются при монтаже городских коммуникационных сетей, включая системы газо- и водоснабжения.
Специальные детали
Подходят для сложных условий эксплуатации. Допускается их использование при низких, а также высоких температурах, в условиях воздействия радиации или токсичных веществ.
Целевая ЗА
Это нестандартная продукция. Ее установка выполняется в том случае, если использование трубопроводной сети предусматривает особый техрегламент (требования отличаются от стандартных).
В частности, Федеральная служба экологического, технологическому и атомному надзору выделяет следующие типы арматуры.
Таблица «Трубопроводная арматура для атомных станций»
Классификационное обозначение арматуры | Расчетное давление, Мпа | Назначение и условия эксплуатации арматуры |
1А | До 25 | Арматура, атносящаяся к группе А по ПУБЭ |
2BIIа 2BIIв |
Свыше 5 До 5 |
Арматура, относящаяся к группе В по ПУБЭ, работающая постоянно или периодически в контакте с теплоносителем активностью выше или равной 3,7х10^5 Бк/л, или работающая с активностью менее 3,7х10^5 Бк/л и доступ к которой разрешается при работе реактора |
2BIIIa 2BIIIв 2BIIIc |
Свыше 5 Свыше 1,7 до 5 До 1,7 и ниже атмосферного (под вакуумом) |
Арматура, относящаяся к группе В по ПУБЭ, работающая в контакте с теплоносителем активностью менее 3,7х10^5 Бк/л и доступ к которой разрешается при работе реактора |
3BIIIа 3BIIIв 3BIIIс |
Свыше 5 Свыше 1,7 до 5 До 1,7 и ниже атмосферного (под вакуумом) |
Арматура, относящаяся к группе С по ПУБЭ |
Сантехническая ЗА
Используется в быту. Включает шаровые краны для водопроводов, радиаторов отопления, стиральных машин. Также к данной группе относятся шаровые клапаны, клапаны впуска и выпуска, регуляторы давления, а также регуляторы уровня жидкости и другие элементы.
Судовая ЗА
Данная группа элементов разрабатывается под определенные условия эксплуатации на плавсредствах различного типа. К ней относятся детали и элементы, которые не входят в состав основного оборудования, но отвечают за его функционирование.
Уникальные детали
Такие элементы производятся только для экспериментальных целей. При их изготовлении учитывается специфика оборудования и место установки. Как правило, монтаж выполняется на экспериментальных промышленных установках.
Каждая группа элементов хоть и отличается назначением, все же у деталей есть общие черты. Их производство выполняется в герметичном корпусе. Внутри герметичного корпуса находится запорный узел.
Существует классификация ЗА по способу запирания потока рабочей среды. Выделяют 4 группы деталей:
- Задвижки – такая ЗА оснащена корпусом из материала, который устойчив к коррозии.
- Краны – устанавливаются в водопроводных сетях различного типа.
- Вентили – активно устанавливаются как запорные устройства, так и модели, которые могут выполнять также регулирующие функции.
- Затворы – во внутренней части таких устройств запорный узел выполнен в форме диска.
Задвижки
Элементы данного типа относятся к наиболее распространенной категории ЗА. Применяются при прокладке большинства трубопроводных систем. Особенность детали – перпендикулярное перемещение запирающей части относительно оси движения потока транспортируемых веществ.
Назначение задвижек, особенности устройства
Детали востребованы при установке инженерных сетей промышленного и коммунального назначения. Модельный ряд включает устройства различных диаметров. Допускается их интеграция в систему тепло- и водоснабжения, нефтепроводы, газопроводы, а также трубопроводные системы энергетических объектов и другие коммуникационные сети.
К основным достоинствам устройств данного типа относится:
- надежная конструкция задвижки;
- низкий коэффициент гидравлического сопротивления;
- небольшая строительная длина, что облегчает проведение монтажных работ;
- возможность работы в разных условиях.
Низкий коэффициент гидравлического сопротивления позволяет эффективно использовать устройства в магистральных сетях, где важно обеспечить поддержание перемещения жидкости или газа с большой скоростью.
Строение задвижки, материалы и специфика изготовления
Наиболее распространенным видом являются детали клинового типа. Их особенность – конструкция запирающей части. Она выполнена в форме двухдискового клина. Расположение седел – под углом друг к другу. В позиции «Закрыто» клин плотно посажен между седлами.
Кроме деталей данного типа также используются другие виды устройств. В их числе:
- параллельные;
- шиберные;
- шланговые.
Изготавливают данные элементы полнопроходными. Диаметр условного прохода соответствует диаметру трубы. Также есть неполнопроходные устройства. Их главное отличие – меньший диаметр по сравнению с диаметром трубопровода. При монтаже таких деталей пропускная способность хоть и снижается, но несущественно. Еще одна особенность – уменьшенный крутящий момент на маховике и снижение износа уплотнительных поверхностей.
Управление задвижками выполняется вручную. Конструкция устройств большого диаметра может дополняться редуктором. Это элемент, который уменьшает усилие, которое необходимо для открывания и закрывания. Наиболее распространенные модели, которые представлены на рынке – устройства диаметром не более 800 мм. Это детали, которые могут быть интегрированы в системы с рабочим давлением до 25 атмосфер.
Кран
Также относится к категории востребованных устройств. Специфическая особенность – конструкция запирающего элемента. Он изготавливается в форме тела вращения или его части. Запирающий элемент при открывании, а также закрывании, вращается вокруг своей оси. Эта ось по отношению к оси потока транспортируемой жидкости или газообразной среды может быть установлена произвольно.
Устройство крана и специфика конструкции
Различают виды кранов запорной арматуры по типу запирающего элемента. Распространены: игольчатые, шаровые, пробковые и др. Есть модели, основная функция которых – полное перекрытие потока рабочей среды в системе.
Также устройства могут использоваться в качестве запорно-регулирующих деталей. Устанавливаются в трубопроводных системах, по которым транспортируются жидкости и газообразные среды.
Еще одно направление применения кранов – коммунальная и бытовая сфера. Например, в быту с помощью кранов выполняется отключение отдельных участков трубопровода от центральной магистрали. К бытовой ЗА можно отнести отсекающие от стояка краны, а также приборные краны, которые отключают каждую квартиру от общей системы.
Большинство моделей – это устройства, которые управляются вручную. При выборе важно обращать внимание на привод. В моделях с большим проходным диаметром, а также в элементах, которые эксплуатируются под большим давлением, может использоваться гидравлический или пневматический привод. Также есть модели с электроприводом. Перечисленные виды привода могут быть установлены на ЗА в случае, когда важно организовать ее автоматизированное управление или управление на расстоянии.
По направлению потока рабочей среды различают следующие виды устройств:
- Проходные – после крана направление потока транспортируемой среды не меняется.
- Угловые – направление потока транспортируемой среды меняется на 90°.
Трехходовые – используются для смешивания потоков разных рабочих сред. Состоят из одного выходного и двух входных патрубков. К данной группе устройств относится, например, обычный бытовой смеситель.
Клапан (вентиль)
Запорный клапан — вид запорной арматуры. Его главная конструкционная особенность – запирающий элемент, который перемещается параллельно по отношению к потоку рабочей среды. Чаще всего им является золотник. Золотник может быть установлен в одном из крайних положений: «Закрыто» или «Открыто». Также активно используются запорно-регулирующие и регулирующие клапаны.
Устройство запорного клапана и назначение
Мы определили, что такое запорный клапан. Теперь рассмотрим, как он работает. Благодаря особой конструкции, устройства используются во многих сферах. Их интегрируют в трубопроводные системы, по которым транспортируется газ и жидкость при температуре от -200 до +600 °C. Допускается использование автоматизированного клапана в качестве предохранительного элемента ЗА.
Если детально изучить конструкцию клапана, то можно заметить сходство с задвижками. Но важно помнить о параллельном перемещении запирающего элемента относительно потока рабочей среды. Благодаря этой особенности можно выделить ряд достоинств:
- Меньший вес, а также строительная высота. Благодаря небольшому ходу затвора, который требуется для полного открытия прохода.
- Минимальный износ уплотнительных поверхностей. Благодаря минимальному трению при открытии, а также закрытии.
- Герметичность. Обеспечение герметичности достигается при помощи уплотнительных элементов (неметаллических).
Однако есть плюсы и у задвижек. Они не обладают повышенным гидравлическим сопротивлением, поэтому не наблюдается потеря энергии потока. Также нет ограничений по максимальному диаметру. Для клапанов характерны застойные зоны и скопление грязи, чего не наблюдается при установке задвижек.
Затвор (дисковой)
Один из самых современных и прогрессивных типов арматуры. В числе основных достоинств запорно-регулирующих затворов:
- относительно небольшой вес и строительная длина;
- простота конструкции и отсутствие большого количества подвижных составных частей;
- ремонтопригодность и возможность проведения оперативной замены элементов уплотнения в случае выхода из строя;
- возможность использования в системах с трубами большого диаметра.
Устройство и принцип действия
Дисковый затвор – это запорная арматура, в которой запирающая часть выполнена в форме диска. Этот элемент поворачивается вокруг своей оси. Ось расположена под углом или перпендикулярно потоку транспортируемой среды.
Применение затвора
Чаще всего выполняется установка деталей данного типа в трубопроводных системах с большим диаметром труб. Оптимально подходят для инженерных сетей с небольшим внутренним давлением. Также могут устанавливаться в системах с невысокими требованиями к герметичности перекрытия.
Распространенное направление применения – тепловые сети, канализационные системы, системы подачи воды и водоотведения. Также допускается использование затворов в промышленных трубопроводных системах и сетях газоснабжения. Может выполняться транспортировка абразивных и слабоагрессивных сред.
К недостаткам ЗА данного типа относится сложность механической прочистки трубопровода. Это связано с тем, что в открытом положении запирающий элемент остается в просвете трубы. Это приводит к образованию засоров. Также создается дополнительное гидравлическое сопротивление.
Правила работы с запорной арматурой
При установке трубопроводного оборудования, включая запорную арматуру, учитываются условия эксплуатации. В числе основных параметров – давление в системе, а также температура транспортируемой среды и среды эксплуатации. Если поверхностная температура трубопровода превышает +60 С, рекомендуется изолировать трубы и ЗА.
Нередко рабочая среда может представлять опасность для обслуживающего персонала. Это могут быть различные агрессивные, токсичные и ядовитые вещества, утечка которых недопустима. Чтобы не допустить трагических последствий, в помещениях, где находится обслуживающий персонал, выполняется установка специальных измерительных датчиков. Это приборы, которые отслеживают присутствие в воздухе вредных примесей.
Также разрабатывается система информирования и предупреждения обслуживающего персонала:
- трубопровод и ЗА окрашиваются в специальный цвет;
- устанавливаются маркировочные щитки;
- монтируются предупреждающие знаки.
Например, если на трубу нанесены кольца красного цвета, значит выполняется транспортировка огнеопасных и легковоспламеняющихся сред. Желтые кольца информируют о токсичности транспортируемых веществ, а зеленые – нейтральные жидкости (газообразные среды).
Еще одно важное правило работы с запорной арматурой – нумерация на схеме трубопровода всех элементов с указанием назначения. Белым цветом на торце обозначается положение крановых пробок, а также заслонок. Также фиксируются указатели в виде стрелок, которые информируют о направлении закрытия задвижки или вентиля.
Если на объекте эксплуатируется автоматическая запорная арматура, устанавливается сигнализация, которая будет оповещать обслуживающий персонал о крайнем положении. При монтаже трубопроводной системы, по которой будут транспортироваться взрывоопасные и токсичные вещества, выбирается ЗА с высокой степенью прочности и герметичности.
Требования к запорной арматуре
В зависимости от сферы применения ЗА и характеристик транспортируемых сред, к устройствам предъявляется ряд требований. Особого внимания требует оборудование, которое интегрируется в системы для транспортировки легковоспламеняемых и взрывоопасных сред. Но чаще всего запорная арматура монтируется в трубопроводы, которые используются для транспортировки жидких сред – системы водо- и теплоснабжения.
Общие требования:
- Класс герметичности. Он должен сохраняться по истечении минимум 2500 циклов.
- Период эксплуатации – от 50 лет.
- Должна обеспечиваться герметичность приводов и соединительных патрубков.
- Привод механизма должен выполняться при максимальном усилии не более 250 Н/м.
- Надежность эксплуатации при температуре от -40 до +60 °С – при наземном размещении трубопровода и 10 до + 80 °С при подземном пролегании системы (тепло- и водоснабжения).
- Наличие указателей, информирующих обслуживающий персонал о направлении перемещения.
Также ЗА должна быть экономичной. Это достигается минимизацией гидравлического сопротивления, что снижает расход электроэнергии при работе насосного оборудования. Ряд требований предъявляется к уровню герметичности запорного оборудования. Определяется классом герметичности перекрытия потока. Для каждого класса предусмотрены определенные объемы протечки, которые измеряются в см3/мин:
- Класс А – отсутствие протечки;
- Класс В –18;
- Класс С – 180;
- Класс D – 1800.
Если подбираются устройства для интеграции в системы тепло- и водоснабжения, то к ЗА предъявляются такие требования:
- отсутствие пропусков на воздушниках и спускниках (класс А);
- минимально допустимые протечки в секционных сетях и ответвлениях (класс В).
Также учитывается конструктивная надежность. ЗА, интегрированная в эксплуатируемую трубопроводную сеть, должна выдерживать давление, которое превышает в 1,5 раза расчетные показатели. Если детали будут использоваться в инженерных сетях с повышенными значениями данного параметра, то к устройствам будут предъявляться дополнительные требования. В их числе повышенная конструктивная прочность, а также увеличенная толщина корпуса и патрубков.
Выбор запорной арматуры
Подбор ЗА для трубопровода – задача, которая требует тщательного изучения многих параметров. Например, если необходимо сделать выбор между шаровым краном и задвижной, важно помнить, что задвижки не всегда могут обеспечить достаточный уровень герметичности, а это может привести к возникновению аварийной ситуации, если нет возможности оперативно перекрыть поток рабочей среды в трубопроводной системе. От правильности выбора зависит не только безопасность, но и срок эксплуатации системы. Преимущества и недостатки самых распространенных типов ЗА представлены в таблице «Виды запорной арматуры».
Последовательность действий при выборе ЗА:
- определение назначения и условий эксплуатации деталей: давление в системе, специфика рабочей среды, требования к безопасности и др.;
- определение DN присоединительных фланцев;
- выбор подходящего метода управления ЗА;
- выбор материала корпуса и запорных элементов;
- определение требований к гидравлическим показателям: пропускная способность ЗА, расходные характеристики, герметичность затвора и др.;
- выбор типа и класса арматуры;
- определение геометрических параметров деталей: размер фланцев, строительная высота, длина.
При выборе ЗА арматуры также важно оценить качество продукции. Следует доверять только тем поставщикам запорной арматуры, которые гарантируют долговечность и безопасность эксплуатации запирающих устройств.
Таблица «Виды запорной арматуры»
Вид запорной арматуры | Плюсы использования | Минусы использования |
Задвижка | 1. простая конструкция; 2. большой диапазон рабочего давления, температур — в том числе техническое устройство запорной арматуры позволяет работать с высоким рабочим давлением; 3. низкий уровень гидродинамического сопротивления, что позволяет использовать арматуру в трубопроводах с высокой скоростью движения рабочей среды; 4. сравнительно малая строительная длина; 5. возможность эксплуатации при загрязненности рабочей среды, содержании в ней абразивных частиц 6. в открытом состоянии запирающий элемент не контактирует с рабочей средой и не подвергается износу. |
1. неудобство управления; 2. быстрое изнашивание уплотнительных элементов; 3. сложность самого устройства. |
Вентиль | 1. сравнительно небольшая стоимость; 2. простая конструкиця; 3. надежность, возможность многолетней работы при соблюдении требований по эксплуатации; 4. ремонтопригодность, простое техническое обслуживание. |
1. высокое гидродинамическое сопротивление потоку. |
Шаровый кран | 1. удобство управления, быстрое открывание-закрывание потока рабочей среды; 2. высокая степень герметичности закрытия потока рабочей среды и герметичности по штоку, что минимизирует возможность утечек; 3. низкое гидродинамическое сопротивление, что снижает потери потока; 4. простой монтаж; 5. высокая надежная конструкции, минимальный уровень износа при эксплуатации. |
1. не подходят для высокого уровня давления; 2. заклинивает из-за образования солевых отложений; |
Затвор | 1. простая конструкция с высоким уровнем надежности; 2. удобное управление, перевод в крайние положения проводится в пол оборота; 3. невысокая стоимость арматурного устройства; 4. простой монтаж и техническое обслуживание; 5. небольшие строительные габарит, малый вес арматуры; 6. высокая стойкость к загрязненным средам. |
1. сравнительно небольшая герметичность; 2. не рассчитаны на эксплуатацию при высоких значениях рабочего давления. |
Часто задаваемые вопросы
Чем отличается запорная арматура от регулирующей?
Основная цель установки ЗА – полное и оперативное перекрытие потока жидкости или газообразной среды, которая транспортируется по трубопроводной системе. Основная функция регулируемой запорной арматуры – контроль потребления рабочей среды.
Что выбрать – дисковый затвор или шаровый кран?
Шаровой кран по некоторым параметрам превосходит дисковый затвор. Он более надежен и износоустойчив, обеспечивает длительную защиту от протечек. Дисковый затвор, который находится в положении «Открыто» уменьшает пропускную способность трубопровода. Связано это с тем, что диск расположен в канале. Кроме того, затрудняется использование автоматической системы очистки.
В чем отличие задвижки от вентиля?
Задвижки и вентили относятся к категории ЗА, а также выполняют аналогичные функции – позволяют оперативно перекрыть поток рабочей среды в трубопроводной системе. Визуально они схожи, но отличаются конструкцией запорного элемента. При выборе устройства необходимо учитывать условия эксплуатации.
В задвижке запорный узел расположен перпендикулярно потоку транспортируемой жидкости или газообразной среды. В вентиле перекрытие происходит параллельно. Чаще всего задвижки монтируются в системах, по которым транспортируются под высоким давлением газ и вода. Корпус устройств изготавливается из чугуна и нержавеющей стали.
Задвижка или шаровый кран – что лучше установить?
Шаровый кран считается более современным вариантом. Такая ЗА компактна, надежна, обеспечивает герметичность. Задвижки также используются, но преимущественно в составе магистральных линий, в которых большая скорость движения потока рабочей среды.